среда, 11 февраля 2009 г.

Сворачиваем производство. Часть 1.

В ситуации кризиса многие предприятия столкнулись с падением спроса на производимую продукцию и услуги. И кое-кто оказался неготовым к тому, чтобы решать вопросы сокращения производства, особенно после того, как много лет все отрасли без исключения были вовлечены в попытки отхватить кусок размером побольше от пирога (рынка), который рос прямо на глазах.
Можно ли обойтись без сокращения производства? Можно, если предприятие достаточно гибко и обладает талантливыми людьми, способными быстро переориентироваться на выпуск других продуктов, на оказание ранее незнакомых услуг. Можно, если маркетинговая служба готова нам ответить на вопрос: "В каком направлении двигаться дальше, как применить свободные ресурсы, людей, оборудование, чтобы не пришлось увольнять персонал и останавливать целые цеха".
К сожалению, большинство предприятий не обладают такой гибкостью. Для них остается один выход - затянуть пояс потуже, сократить производство, так чтобы гибкость на самом деле повысились, и пытаться развить недостающие компетенции в режиме реального времени.
Так какие имеются варианты действий при сокращения производства?
  • Сокращение запасов
  • Сокращение производственных мощностей
  • Изменение системы планирования в условиях недостатка заказов
  • Сокращение вспомогательных служб (обслуживающего персонала)
  • Сокращение основного производственного персонала
Выполнять эти действия лучше всего последовательно. Это позволяет, с одной стороны, оттянуть принятие наименее популярых решений, с другой стороны, позволит, тем не менее, высвобождать из оборота вполне определенные ресурсы, в том числе и ощутимые финансовые ресурсы.

Первый этап. Сокращение запасов.
Первое, что идет под нож – запасы. Разумный ход в условиях сокращения рынка – сократить пропорционально запасы всего, что есть в производстве. В идеале хотелось бы сократить запасы готовой продукции, но тут одна надежда на продавцов.
Предположим, продавцам удается с трудом, но распродавать те запасы, которые в обычное время помогали пережить два-три дня перебоев производства.

Вилка первая: Производить ли новые запасы, или просто прекратить производство?
Если решаем продолжать производство, то это, скорее всего, приведет к затовариванию складов готовой продукции.
Если принимаем решение прекратить производство, то это означает, что производственные рабочие не получат свою зарплату.
Пройти по лезвию ножа можно. Для этого объемы производства нужно сокращать постепенно. Даже если продажи «не идут».

Вилка вторая: Производить за счет «незавершенки», или продолжать закупку сырья и материалов?
Разумное решение – остановить закупку сырья и материалов, для производства использовать только то, что уже есть в производстве – полуфабрикаты, незавершенное производство, то, что осталось между переделами.
Но и здесь есть опасность. Сокращая запасы полуфабрикатов и незавершенного производства, мы придем к тому, что возврат к прежним объемам производства потребует больше времени – нужно будет вложить деньги в оборот материалов. Сейчас, когда кризис только раскручивается, «незавершенка» - самый дешевый источник оборотных средств, но как быть в будущем?
Объем полуфабрикатов должен сокращаться пропорционально спроса, но с некоторой задержкой. Если продажи упали вдвое, значит и запасы «незавершенки» должны снизиться вдвое. Но не сразу, а за то время, которое необходимо для производства продукции.

Вилка третья: Покупать дополнительно, или использовать запасы сырья?
Если забыть о тех, кто нас окружает, в условиях кризиса нужно просто «отжать весь жир». То есть потратить все избыточные запасы сырья, которые у нас есть.
Проблема в том, что, отказавшись от закупок, мы подставляем под удар кризиса наших поставщиков. Готовы ли вы лишиться своих поставщиков? В чем цель цепочки поставок, в которой участвует ваше предприятие – «выжать соки из поставщиков» или «получить общую выгоду» (что в условиях кризиса означает: «теряем все, но понемногу»)?

Комментариев нет: